В многоэтажных домах проживает большая часть Южной Кореи. И пройдя по улицам Сеула можно увидеть среди этих каменных джунглей неожиданное зрелище - маленькие огороды, которые расположились вокруг высоток.

Сеул.
Сеул.

На крохотных, площадью в несколько квадратных метров, участках выращивается капуста, перец, овощи

Этими огородами занимаются живущие в многоэтажных домах старики. В своей массе они – бывшие крестьяне, которые провели всю свою жизнь в деревне и теперь скучают, оказавшись на старости лет где-нибудь на 23-м этаже. Маленький огород стал для них отдушиной, напоминанием о былой жизни.

В тридцатые годы, когда нынешние корейские старики только появились на свет, доля городского населения в Корее составляла всего лишь 7% . Но последние полвека миллионы людей покинули родные деревни и переселились в города. Они принесли с собой традиции общинной деревенской жизни, и эти традиции оказались весьма стойкими.

Это обстоятельство дает корейцам лишний повод поговорить о том, что Корея очень отличается от стран Запада. Что в Корее, по сравнению с Западом, куда большую роль играет семья, куда сильнее родственные связи, стремление всё делать сообща. Эти особенности объясняют просто: такова, дескать, "корейская культура".

Действительно, не в каждой стране увидишь огородики у жилых высоток. Тем не менее многое из того, что самим корейцам кажется уникальным, было присуще традиционным деревенским общинам во всем мире.

Понятно, например, что в старой деревне – что в Англии, что в России, что в Индонезии, что в Корее – семья была главной опорой человека в жизни. При этом подразумевалось, что при необходимости человек должен быть готов пожертвовать ради семьи всем. Это, например, означало, что при выборе супруга в большинстве случаев следовало руководствоваться интересами семьи и волей родителей, а не собственными чувствами.

До недавнего времени большинство корейцев вступало в брак по решению или рекомендации родителей. Но ничего уникально корейского или конфуцианского в этом нет, ибо точно так же вступали в брак почти во всех традиционных сельскохозяйственных обществах во всем мире.

Столь свойственная корейцам склонность к коллективному труду тоже уходит корнями в деревенскую жизнь. Чтобы устроить рисовое поле, провести ирригационный канал, починить водохранилище, надо было работать сообща – а потом, после работы, вместе посидеть за чашкой рисовой браги макколли. Эти традиции и поныне живы в корейских фирмах.

Такая корейская особенность, как почтительное отношение к родителям, часто считается особенностью конфуцианской культуры. Однако и здесь явно присутствует не только конфуцианское, но и традиционно-деревенское влияние. И в старой русской, и в старой немецкой деревне матушку с батюшкой полагалось слушать.

Но сейчас многие из якобы "исконных корейских черт" быстро исчезают. Молодые корейцы уже склонны сами выбирать себе супруга, невестки стараются не жить вместе со свекровями, а молодые работники офисов по мере возможности избегают вечерних попоек со своими коллегами.

Многим корейцам эти перемены кажутся "разрушением старой культуры". Но тут, видимо, ничего не поделаешь: Корея стала современной развитой страной, и в новых условиях многие старые ценности, которые связаны с деревенским укладом жизни, имеют мало шансов сохраниться. Когда-то то же самое произошло в Европе. Просто в Корее эти перемены происходят сейчас намного быстрее.